В данном разделе мы рассмотрим основные методы, которыми эльфы изменяют мир вокруг них.

Поясним. Даже в горах, существование эльфов тесно связано с природой, и питаются они (если отбросить данные о энергии) дарами леса, получаемыми собирательством или охотой. А учитывая то, что питаться белками и жирами им надо значительно меньше, чем людям, при ограниченности эльфийской популяции им вполне хватает того технологического уровня, которым их наделил Демиург.

Отсутствие смены поколений и необходимости активно заниматься выживанием вида не стимулирует технологического прогресса, ибо отсутствует стимул к преобразованию мира вокруг себя. Эльфийский культ традиции и благоговение перед природой также стимулирует поддержание общества в состоянии гомеостаза и отсутствие активного преобразования окружающего ландшафта. Поля и сельскохозяйственные орудия им просто не нужны.

Даже если эльфы кого-то приручают, эти существа не есть часть экономического цикла, завязанного на скотоводство или земледелие, то есть это не столько приручение, сколько аналог отношения меж паладином и его верным конем. На тех же грифонах высокие эльфы летают скорее в военных или церемониальных целях.

Эльфийское понятие комфорта предполагает единение с природой. Поэтому их строительство есть "терраформирование", которое сводится скорее к умении правильно вписывать в рельеф и экологию собственные постройки. Эти сооружения или вписаны в рельеф окружающей местности, представляя собой лишь слегка дополненную и усиленную естественную преграду, или изначально сооружены руками других видов (как правило, гномов). Даже там, где эльфы что-то построили сами, это не столько строительство, сколько подправление существующего, выполненное не топором, а обрядом.

Не стоит однако думать, что эльфы не имеют своей материальной культуры -ее развитие просто пошло по иному пути. Эльфийские "технологии" построены на длительной обрядовой магии, - как подготовка сырья (например, рост дерева), так и собственно изготовление предмета делается под постоянную магическую песню. Этот принцип непосредственно связан и с тем, что песня для эльфа большее чем просто музыка, и с их сроком жизни - человек просто не сможет каждый день в течение 50-ти лет по 8 часов в день постукивать молотком по заготовке, водить хоровод вокруг дерева или играть с ручным волком, напевая одну и ту же песенку.

Дети природы, эльфы многое делают из органических материалов. "Железный век" не наступил отчасти оттого, что добыча руды есть намеренное ранение лона природы, отчасти оттого, что воля Демиурга выставила в качестве платы за наличие у эльфов магии аллергию на этот материал.

Не факт, но утверждается, что кольчужные доспехи Темных эльфов в действительности сделаны из особым образом обработанной паутины, отчего и не стесняют движения, позволяя применять в них магию. Эльфийские мечи (во всяком случае, у лесных эльфов Армира) тоже делаются из заговоренного дерева, которое лишь на завершающем этапе особой друидической чарой превращается в аналог железа. Именно потому они легче. Кроме этого, в некоторых ситуациях они воспринимаются как деревянное оружие, способное поражать или не поражать определенные/специфические цели.

Единственным исключением (здесь я опять подозреваю в качестве причины Волю Демиурга) является пресловутый мифрил, он же Истинное Серебро. В природном виде мифрил встречается крайне редко и является аналогом серебра, но имеющим другую структуру (как, например, графит и алмаз). Высокие эльфы научились превращать серебро в истинное серебро в ходе определенных ритуалов, причем мягкость серебра тоже компенсируется большим количеством времени, затраченным на его обработку и обряды.

Темные эльфы вместо мифрила применяют адамантин, который не является железом, но функционирует только под землей и разрушается на свету. Однако оба металла встречаются в самородном виде, оттого и так редки.

Под обряд проходит и процесс приготовления пищи как священнодействия, который наполняет еду теми светлыми чувствами, которые испытывает ее готовивший. Отсюда и столь высокая для не-эльфов калорийность их съестных припасов - эльфы едят немного, и лембас играет роль пайка в тех условиях, когда нет иных источников подпитки. (кстати, на том же принципе построены и некоторые яды Темных эльфов, при приготовлении коих Темная ведьма как бы изливает в яд желчь своей ненависти).

Эльфы активно занимаются тем, что на Дарк-сане зовется botanic enchantment, - улучшением породы путем постоянной обработки материала в ходе обрядов. Их долгий срок жизни способствует экспериментам по улучшению породы, и хотя в отличие от "человеческого пути", он не предполагает стимулирование мутации магическим образом или "склеивание". Эльфы именно выращивают деревья или травы. В результате плоды, растущие в Священной роще друидов, могут иметь эффект магических зелий, а ткань для эльфийских плащей приобретает соответствующие свойства еще когда волокна не срезаны. А вместо того, чтобы сделать композитный лук, эльфам проще вырастить (за каких-то 20 лет) рощу деревьев с улучшенными качествами и правильной кривизной волокон, - так что заготовки для луков и впрямь срезаются, давая почву слухам о луках, которые растут на деревьях.

Высокие и Темные эльфы, живущие в горах или под землей, выращивают не только деревья, но и, например, магические кристаллы, служащие очень мощной "магической батарейкой" .

В основе эльфийской духовной культуры лежит речь. Не случайно на Анакене (как и почти во всех мирах) самоназвание эльфов переводится как "говорящие". Устная традиция превалирует над письменной хотя бы потому, что функция книги как передатчика знаний через поколение у них отсутствует. Кстати, по Лотману, традиционалистская цивилизация, живущая в гомеостатическом окружении, может даже не иметь письменности при достаточно высоком уровне развития других областей культуры.

Эльфийский письменный язык существует, но является ограниченным набором символов, тесно связанных с друидической гадательной практикой. Например, нет понятия "человек" - есть "Эльф" и "Животное/Существо", которым обозначаются и люди, и обезьяны. А "Ужасная опасность нависла над рощей" может означать и группу гномов-дровосеков, и красного дракона с личом на спине.

Музыка и танец есть дополнение к слову песен, большая часть которых или эпичны, или заклинательны. Танцы тоже церемониальны и замедленны. С точки зрения человека эльфийский обряд не выглядит динамичным, но направлен на внутреннее самоощущение участников, вызывание некого совместного переживания.
by Tia Naoko